Развитие когнитивных способностей у дошкольников
Под когнитивными способностями понимают весь спектр мыслительных процессов личности: логика, память, воображение, способность обучаться, мышление и т. д. Большинство когнитивных навыков человек получает от природы. Важно развивать их, начиная с младенчества, и не останавливать это развитие до конца жизни.
Стадии детского когнитивного развития
Основатель учения Жан Пиаже, швейцарский психолог, выделил 4 этапа когнитивного развития у детей:
1. Сенсомоторный. Получаемые знания базируются на чувственном опыте и манипулировании окружающими объектами.
2. Дооперационный. На данной стадии познание мира осуществляется в процессе игр. Важную роль играет общение. Малыш осознаёт свою логику, сравнивает её и сопоставляет с логикой других детей и взрослых.
3. Конкретных операций. Логическое мышление обостряется, но в нём присутствует конкретика, и отсутствуют гипотетические предположения и абстракция.
4. Формальных операций. Приходит понимание абстрактных идей и умение дедуктивно мыслить.
На первых двух этапах в качестве вспомогательного средства для развития когнитивных навыков выступают игрушки.
Развитие когнитивных навыков с помощью игрушек
Созданное огромное количество игрушек, стимулирующих развитие когнитивных способностей малышей. Наиболее эффективными являются:
• наборы для пересыпания мелких предметов;
• пальчиковые игры;
• мозаики;
• паззлы;
• конструкторы и т. п.
Любая активная деятельность способствует обретению новых навыков, оттачиванию мышления. В игровом процессе познания и сопоставления предметов должны участвовать взрослые. В отличие от малышей, им следует выполнять роль пассивных наблюдателей, подбадривающих ребёнка, делающего открытия, и направляющих его в нужное русло.
Вернуться на главную страницу