10.09.2019
Пестушки и потешки для малышей
Случайно услышала, как мамочка с восторгом рассказывала о том, как ее малыш повторяет рекламу, подражая даже интонации актеров.
Ребенок впитывает то, что слышит вокруг и не только слова, но и эмоции, зрительные образы. Повторяет, адаптирует в своей головке, приспосабливается к окружающему миру. Важно, чтобы его первые знания об этом мире, эмоции, впечатления были базовыми: первые слова понятными, связанными с окружающим миром, эмоции – положительными, впечатления -яркими.
Вековая народная мудрость сохранила для нас накопленный опыт воспитания малышей в виде пестушек и прибауток.
К сожалению, вместо ласковых маминых пестушек, ребенок чаще слышит рекламу по телевизору, этим и наполняет свой мирок.
Эмоциональное общение - одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни.
Пестушки представляют собой как бы свод приемов физического воспитания, разработанных русским народом и передаваемых из поколения к поколению. Они очень кратки, порой состоят из одного предложения.
Распеленав ребенка, пестуют, делая своего рода массаж:
Потягушки, порастушки,
Поперек толстунюшки,
А в ножках ходунюшки,
А в ручках хватунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Малыша учат осознанному движению руками:
Гуси летели,
Лебеди летели,
Гуси летели,
Лебеди летели...
Тятеньке - сажень,
Маменьке - сажень,
Дедушке - сажень,
Бабушке - сажень,
А Ванюшеньке - большую, пребольшую.
Стимулируя жизненные функции организма, ребенка подбрасывают на коленях, приговаривают:
Поехали, поехали,
С орехами, с орехами!
С калачами, с калачами!
Поскакали, поскакали,
Вприпрыжечку, вприпрыжечку
По кочкам, по кочкам
Бух в ямку!
Так малыша готовят к неожиданным «падениям» на своих первых шагах.
Утешают ребенка при первых ушибах, воспитывая выносливость и терпение:
У лисы боли,
У волка боли,
У Ванюшки боль на березу в лес улети.
Уча ребенка плясать, топать и прыгать, для развития мышц, подвижной активности используют такую пестушку:
Большие ноги шли по дороге:
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ, Топ-топ-топ-топ-топ…
Велико значение пестушек и для умственного воспитания. Они стимулируют познание окружающего мира, пополняют запас слов, ускоряют их запоминание и осмысление. Поэтому поэзия пестушек вызывает у ребенка радость, улыбку, развивает память.
Потешки - песенки относят к первым играм и забавам с пальцами, ручками, ножками. Их воспитательное назначение - сначала потешить, развеселить, позабавить ребенка, а вслед за этим приготовить его к познанию окружающего мира в процессе игры, которая в период пестования является основной. Одна из самых популярных и любимых детьми потешек-игр, очень умная и полезная - в «ладушки». По ней малыш распознает доброту и строгость:
- Ладушки, ладушки,
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку. Кашка сладенька, Бабка добренька,
Дедка не добр - поварешкой стук в лоб.
Конец потешки сопровождается легким шуточным щелчком в лоб, повторяется несколько раз и вызывает детское волнение, смех и восторг.
А чтобы дать ребенку разрядку, развеселить его, идет в ход концовка:
Здесь тепленько, здесь холодненько,
А здесь ключики,
Ключики кипят!
Стимулом во время кормления детей служит такая припевка:
Щи да квас для тебя у нас,
Ешь, Тарас,
Будешь выше нас.
Таких игр-потешек у русского народа существует много, и все они, постепенно усложняясь, несут новую информацию в сознание ребенка, ведут к познанию богатств родного языка, народной поэзии, становятся для него уроками трудового, нравственного и умственного воспитания.
Пестушки, потешки и прибаутки выполняют важную педагогическую функцию: они несут обширную сумму знаний, помогают разобраться в окружающем мире, подготавливают ребенка к восприятию более сложных средств народного воспитания.