Сказки, как айсберг. Читаешь и все кажется понятным , а под толщей воды скрывается многотонная мораль.
К примеру, сказка-обманка «Репка» - глубокая, сложносостАвная, на её основе можно научить ребенка очень важным вещам. Не верите? Смотрите сами:
⠀
1️⃣ Взаимопомощь.
Цепочная композиция сразу наталкивает на этот вывод. Дедка зовет бабку, бабка - главную помощницу – внучку и далее до мышки. Ребенок ненавязчиво осознает важность поддержки и участия в делах семьи.
⠀
2️⃣ Помощь старшим.
Репку вытягивает не мужчина в расцвете сил глава семейства, а пожилой человек. Это с одной стороны сохраняет уважение к отцу, богатырю/работнику, а с другой воспитывает сопереживание. Дедушка, бабушка, пожилые люди в транспорте, все они нуждаются во внимании и поддержке.
⠀
3️⃣ Важность примирения.
Кошка с собакой или кошка с мышкой – давние враги. Однако в целях достижения результата даже суровые противники забывают свои обиды. Малыш учится понимать, что своё недовольство можно отпустить ради участия в общих интересных делах.
⠀
4️⃣ Сделал дело – обедай смело.
Репка добывается для пропитания. На Руси этот овощ по важности приравниваетраве хлебу. Выкопать репу – жизненно важно. Для ребенка легко провести параллель: убрал тарелку за собой – освободил место для чая, или время для игр.
⠀
5️⃣ Ценна любая помощь
Мышка – самая маленькая работница. Юркая и не отличается богатырской силой, но именно её участие принесло результат. Не в этом ли заключается цель воспитания: вселить уверенность в своих силах любимому чаду. Детская помощь бесценна.
⠀
Конечно, трехлетний ребёнок не сразу осознает всю глубину прочитанного. Но мы, родители, можем потихонечку вкладывать в их сердца уроки доброты и спокойствия.
⠀ 5 вопросов для обсуждения «Репки»
⠀
«Репка» - это сказка которая может быть интересна не только малышам, но и деткам старше 5 лет.
⠀Предлагаю готовую схему обсуждения сказки. План беседы классический: задаём стартовый вопрос. Далее ориентируемся на получаемые от ребенка ответы.
1️⃣ Кто посадил репку?
⠀⠀ 0+ Малыш ответит: «Дед». Далее вопросы раскрывают ответ:➖Как зовут твоего дедушку?
⠀⠀5+ Со старшим ребенком развиваем тот же ответ в другом направлении
Мама (М): Зачем дед посадил репку?
Ребенок (Р): «Чтобы съесть»,
М: Правильно, в старину репа была очень ценным овощем, из нее готовили и супы и пюре и десерты. А картофеля не было совсем.
➖А ты знаешь, как репка растет? Тут можно рассмотреть схему выращивания: семечко в землю, росток, корешок.
⠀
2️⃣ Почему дед не смог вытащить репку самостоятельно?
⠀⠀0+ «Репка большая-пребольшая», покажет малыш, а мы дополним: репка – овощ, она круглая и жёлтая. И уточним: ➖ какие мы с тобой знаем овощи, жёлтые/круглые предметы? Можно обсудить тут понятия цвета, формы, фруктов/овощей, съедобного/несъедобного.
⠀⠀5+ Репка – овощ, который может вырасти очень большим и вытащить его будет не просто. Учёными зафиксированы случаи, когда репа выросла до 23 кг. (1981 г. Аляска). Это почти столько же, сколько весишь сейчас ты сам.
⠀
3️⃣ Кто помогал дедушке вытаскивать репку?
⠀⠀0+ «Баба и внучка», интересуемся дальше ➖ Как зовут твою бабушку? Сестру/брата?
⠀⠀5+ Как мы с тобой помогаем бабушке и дедушке? Давай мы нарисуем и подарим им репку.
Я умышленно предлагаю тут разделить понятия людей и животных, которые помогали деду. Для того, чтобы у ребенка зафиксировалось это в сознании, что люди это бабка, внучка, мама, папа. Животные это друзья, но не семья.
⠀
4️⃣ Какие животные помогали деду вытаскивать репку?
⠀⠀0+ Перечисляем животных, обсуждаем:
➖ Как говорит собака, кошка, мышь? где они живут? что любят?
⠀⠀5+ Называем животных и уточняем характер их отношений: ➖ Собака с кошкой обычно не дружат, как думаешь, почему сейчас они вместе взялись за работу?
Взаимопомощь очень важна. Даже кошка, забыв обиды, пришла на выручку. Мы с тобой тоже иногда ссоримся, но я всегда тебя люблю и готова помочь.
⠀
5️⃣ Как думаешь, мышка сильная?
⠀⠀0+ Мышка маленькая и живет в норке.